Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

ТЕСТ КОГНИТИВНОГО СИНТЕЗА

 

Abraham Р.Р., Okoniewski L.A., Lehman М. Cognitive Synthesis Test. Berlin, Heidelberg, N. Y., London, Paris, Tokyo: Springer-Verlag, 1987. 12 p.

 

Тест когнитивного синтеза (CST) предназначен для диагностики и исследования особенностей процесса и продукта мышления у психически больных. Он представляет собой серию заданий, направленных на выявление способности человека устанавливать логически стройные и содержательные связи между разнообразными объектами. Первоначально наглядный тестовый материал использовался в качестве средства, упрощающего процесс вербализации у молодых больных с грубым дефектом психики. В ходе работы с этим тестом авторы обнаружили его новые свойства, сближающие CST с широко известными проективными методами исследования личности (ТАТ, Роршах и др.). Новые исследовательские возможности теста обосновываются, с одной стороны, эмпирическими данными авторов о нечувствительности некоторых больных шизофренией к неконгруэнтности мыслей и чувств, о нарушениях целенаправленности их мышления. С другой стороны, они базируются на теоретических представлениях Л. Беллака о синтетико-интегративной функции Эго, которое проявляется в способности ассимилировать отдельные элементы, опосредствовать и соединять противоположности, искать логические связи.

Стимульным материалом являются восемь картинок с изображением трех предметов, относящихся к трем разным категориям:

 

172

 

1. Ракушка—часы—ложка. 2. Земной шар — термометр — скрепка. 3. Лист дерева—таймер—стрелка указателя. 4. Сатурн — песочные часы — электрическая розетка. 5. Смерч — музыкальные ноты — английская булавка. 6. Огонь — стеклянные часы — цепь. 7. Молния — карманные часы — колесо. 8. Луна — линейка — водопроводный кран.

В первую группу объектов входят естественные элементы и силы природы. Важное значение, по мнению авторов, имеет тот факт, что все объекты такого рода подчиняются физическим, не зависящим от человека закономерностям. Вторая категория включает предметы, произведенные человеком, относящиеся к символам: «время», «коммуникация», «измерение». Эти элементы обозначают и передают определенные универсальные измерения мира. Третья категория объектов представляет собой орудия и инструменты, которыми можно манипулировать и использовать в определенных целях. Предполагается, что для успешной манипуляции этими орудиями необходим целенаправленный логический мыслительный процесс.

Больным предлагается составить рассказ по картинке, объединив изображенные на ней объекты каким-либо образом. Между изображенными на картинках объектами не существует явных легко устанавливаемых связей. Это создает проективную для субъекта ситуацию. Использование теста показывает, что часть психически больных людей при составлении рассказа объединяет предметы, игнорируя их логический порядок и функциональные особенности.

Тест когнитивного синтеза перекликается со многими методиками и исследовательскими принципами, широко используемыми в течение многих лет в отечественной патопсихологии. Существующий подход к изучению нарушений мышления при психических заболеваниях, базирующийся на работах Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, Ю.Ф. Полякова, позволяет изучать класс сходных феноменов: нецеленаправленность, разноплановость мышления, ориентацию на несущественные, социально нетипичные латентные признаки предметов. Именно близость позиций авторов CST к разработкам отечественных психологов позволяет, на наш взгляд, адекватно и продуктивно использовать данный тест в практической работе советских патопсихологов.

К достоинству CST относятся компактность, оригинальность и обоснованность стимульного материала, его комплексность и проективность.

CST может быть полезным при решении практических и исследовательских задач: дифференциально-диагностических, при оценке эффективности и специфики действия фармакотерапии, для обоснования и выбора индивидуальных способов когнитивного тренинга в процессе психологической коррекции.

Г.А. Арина,

М.В. Колоскова

Москва